PDA

Просмотр полной версии : Гимн внутренней старухе


Roza
06.05.2014, 19:18
Гимн внутренней старухе
http://s004.radikal.ru/i207/1405/2f/195529d0ab8e.jpg (http://www.radikal.ru)
Насчёт "внутреннего ребёнка" все слыхали, так ведь? Невинное существо, которое живёт внутри нашего "я", нуждается в любви и заботе и с которым нужно временами разговаривать, чтобы научиться жалеть себя.
Я - большая поклонница этой концепции. Это действительно исцеляющая штука. Однажды, в особенно тёмный период ненависти к себе, я прикрепила на зеркало своё фото в двухлетнем возрасте.
Я сказала, что любой вред, какой я причиняю себе, я причиняю ЕЙ. Это сделало меня добрее и нежнее к себе. А когда я представляю других людей детьми, я становлюсь добрее и нежнее к ним.
Так что Внутренний Ребёнок - это хорошо.
Но в последнее время я меньше думаю о нём и больше сосредоточиваюсь на ВНУТРЕННЕЙ СТАРУХЕ*, которая тоже живёт внутри моего "я" и которой я надеюсь однажды стать.
Потому что она охренеть как крута.
Настоящие старухи всегда круты. Я говорю о тех, которые уже повидали всё и больше ничего не боятся. Тех, чей мир разрушался почти до основания раз двадцать. Тех, которые похоронили однажды свои мечты и своих любимых - и пережили это. Тех, что страдали от боли и это тоже пережили. Тех, чьё невинное доверие миру было предано десять тысяч раз... и которые это тоже пережили.
Мир - страшное место. Но Настоящую Старуху не напугать.
Слово "старуха" многие считают оскорбительным, но только не я. Я его уважаю. Старуха - классический персонаж мифов и фольклора, часто она обладает большой мудростью и сверхъестественными силами. Бывает, что она охраняет дорогу в иной мир. Она на редкость прозорлива, даже если слепа. Она не боится смерти, то есть СОВСЕМ НЕ БОИТСЯ.

Дома я увешала целую стену фотографиями моих любимых старух, которые меня вдохновляют. Например, на фото в этом постинге - украинская бабушка, которая живёт (только представьте!) в Чернобыле. Есть целая группа таких бабушек, которые вернулись в эти зараженные радиацией места и поселились там.
Знаете, почему? Им так нравится.
Им нравится Чернобыль, потому что они оттуда родом. Они все крестьянки. Они не хотят быть беженками. Они мучились от того, что их переселили с их земли после аварии. Они ненавидели жизнь в обшарпанных криминальных районах большого города.
Так что они выбрали независимость и вернулись в самое радиоактивное место на земле. В тех краях, которые многие посчитали бы адом, они устроили неунывающую коммуну пенсионерок.
Безопасно ли это? Конечно, нет! Ну и что? Если вам 90 лет и вы всю жизнь тяжело трудились, что для вас "безопасность"? Да, они пьют эту воду. Да, они сажают овощи в радиоактивный грунт, выращивают и едят. А ещё они ловят местных диких свиней, забивают их и тоже едят. Они стары. Бояться радиации в их возрасте? Смешно.

Они заботятся одна о другой. Они сами рубят и таскают дрова. Они гонят самогон. Они собираются, пьют этот самогон и вспоминают войну и сталинские времена. И всё равно смеются, а потом идут, забивают очередного радиоактивного кабана и делают из него колбасу.
Если когда-нибудь будет устроено соревнование Крутых Парней, выставьте такую бабульку против любого молодого Крутого Парня, какой будет у вас под рукой. Я гарантирую - чернобыльская бабушка победит одной левой.
Мы живём в обществе, где принято романтизировать молодость. В нашей культуре молодость - это достижение. Но посмотрите на такую классическую старуху, как на фотографии, и вы поймёте, до чего это глупо. Нет мудрости большей, чем мудрость преодоления. Нет самообладания крепче, чем у женщины, которая разводит огород на радиоактивной земле – и ничего, живёт себе.
Поэтому каждый раз, когда что-то случается и мой Внутренний Ребёнок начинает паниковать, я просто спрашиваю себя: "ЧБСМВС".
То есть, "Что Бы Сделала Моя Внутренняя Старуха".
Задайте себе этот вопрос. Послушайте, что она вам ответит.
Одно я обещаю. Вряд ли она скажет: "Нервничай".
Скорее всего, вместо этого она скажет: "НЕ СДАВАЙСЯ!".
Так что держитесь там, не сдавайтесь! Все вы – будущие потрясающие старухи.
Автор: Elizabeth Gilbet
источник: http://2mytales.ru/blog/43741180589/Gimn-vnutrenney-staruhe?utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_29&pad=1

sichiliana
06.05.2014, 21:02
Потрясающе мудрая статья!!!Спасибо, Роза!! Вероятно нужно советоваться и спрашивать свою ЧСМВС :) Возьму на вооружение!!!:sun:

elanaic
07.05.2014, 10:24
Roza, СПАСИБО! СПАСИБО! за статью, даже прослезилась (что мне не свойственно). Буду использовать про ребенка и про старуху.

yanka
07.05.2014, 17:31
Надя, спасибо тебе. У Клариссы Пинколы Эстес чудесно говорится о Старухе внутри нас, но ты напомнила также о прекрасных старухах, которых я знала лично, таких простых, таких значительных и полных жизни... :ba:

Natalia-Matina
08.05.2014, 09:04
Roza , благодарю! :give_rose: Неожиданная статья, неожиданный подход.))) Не понравилась.:( Прислушалась к себе, нет у меня внутренней старухи, внутренний ребенок есть, а старухи нет. Я применяю иногда технику, которую в статье упомянули, когда есть проблема, представляю себя годков так на 5-10 старше с высоты возраста смотрю на проблему, как бы я ее решила. Но я обращаюсь к себе-мудрой женщине, но никак не старухе.
Можно для сравнения я размещу здесь же в теме другую статью? Для сравнения. Пишется об одном, но как поразному!

Девочки за 40

Девочки за 40 - они такие девочки! Они ранимы и даже беззащитны.
Они наивны и доверчивы, почти как в тринадцать.
Они давно забыли грубоватую романтику 15-летних, активный задор 25-летних, и рациональный напор тех, кому за 30.
Они много видели. Потом зажмурились.Потом открыли глаза.И увидели новый мир, новых себя, новую жизнь.

Они снова верят в лучшее, потому что худшее, как правило, с ними уже случалось. И они выжили - именно для того, чтобы снова верить в лучшее. Они получают лучшее: потому что способны его разглядеть даже там, где прочие ничегошеньки не замечают. У них отточенный взгляд, чуткий слух и нежные руки. Поэтому оно, это самое лучшее, к ним так и льнет, так и льнет...

Они красивы. Нет, что вы - они не симпатичны. Они удивительно красивы, потому что признали, что у них именно вот такие попы, именно вот такие груди, такие носы и такие ноги. Они научились любить эти попы-груди-носы-ноги так, что теперь кто угодно в них влюбится. Например, запросто влюбится вот то самое лучшее...

Они знают тайну, эти девочки за 40. Они уже переели этих приколов про "миллионы", "карьеры", "успешность" и "социальный статус". Они теперь точно знают, что самое главное - совсем не то, что показывают по телеку, пишут в интернет, постят в соцсетях и рассказывают на тренингах. Они про это самое главное знают и помалкивают. Про то, что главное в жизни - сама жизнь: ее вкус, цвет, ритм, запах, умение наслаждаться и радоваться каждому дню.

У них давно нет отточенных фраз, заготовленных приемов соблазнения и дежурных нарядов на выход. Они перестали "быть в активном поиске". Они нашли того, кто им так нужен был все эти годы - себя, настоящих. И оказалось, что такие, настоящие, они очень и очень интересны всем окружающим. Ну практически всем, и достойным мужчинам - тем более.

Они снова умеют плакать навзрыд и хохотать взахлеб. Они уже отходили свое в бронежилете социальных приличий, требований, запретов и разрешений. Они ненавидят то время, когда нужно было ровно держать спинку, что бы ни случилось, улыбаться, даже если хочется рыдать, и кивать, когда надо бы треснуть посильнее. Им надоело держать в себя в руках, они руки разжали - и на свободу вышла живая, чувственная, настоящая...

Они живут как дышат: то бурно, то тихонько, то нежно и чуть слышно, то торопливо и азартно...Дышат в ритме жизни, живут в ритме дыхания. Наконец-то, после 40, у них это начало получаться: жить в одно время с жизнью.

Девочки за 40 ужасно любопытны. Как-то так получилось, что после "да я сама все знаю!" начинается "ой, девчонки, сколько всего клевого вокруг!" И танцы, и йога, и программирование, путешествия и кулинария...Они творят жизнь, нанизывают бусинки своих новых, открывшихся как дыхание талантов, они пишут картины, разрисовывают тарелки и покоряют горы. И у них все получается.

Девочки за 40 совсем не тетки. Они носят длинные юбки, потому что это очень красиво. И короткие тоже носят, и джинсы. И бижутерию разную, от отечественной до индийской, забросив в шкатулки дорогие "фирменные" украшения. Им же не надо больше доказывать, что "и у меня есть бриллианты". Им важно, чтобы им нравилось. Они не хотят ничего знать про "модно", "тренд" и "в этом сезоне". Им надо чтоб лично им - красиво. И в этом красиво очень много женского, теплого и неторопливого.

Девочки за 40 перестают считать калории. Потому что любовь, интерес, движение, азарт, вдохновение работают куда лучше фитнесс-залов и пластических хирургов. Ну да - именно поэтому они и стали такими красивыми...

Девочки за 40 послали далеко и надолго все тайм менеджменты, мотивационные спичи и трансформационные речи.

Они знают цену каждой минуте, везде успевают, никуда не опаздывают, потому что никуда не спешат. Не достигают. Не борются. Не добиваются. Они просто живут.

И точно знают, что еще через 40 все будет наааааамного интереснее...

Автор - Dobrianka

galishka
08.05.2014, 15:20
А я вчера после статьи стала слушать как Элизабет Гилберт читает "Ешь, молись, люби" и меня прямо завораживает, обычно я английский заставляю себя слушать.

Svethina
08.05.2014, 18:14
ох, меня пронзила статья про старуху. Так все срезонировало. Roza, спасибо. Да и автор статьи не абы какой: Элизабет Гилбет; видимо пришло мое время прочесть "Ешь, молись люби".

Natalia-Matina
08.05.2014, 19:34
ох, меня пронзила статья про старуху. Так все срезонировало. Да и автор статьи не абы какой: Элизабет Гилбет;
Девочки, попробую объяснить,что вызвало такое неприятие статьи.
Любое слово несет в себе магию и силу. Оно связано на прямую с нашем подсознанием в виде определенного образа. Это такой объемный файлик, который содержит и картинку, и запах, и вкус.
Предлагаю проделать небольшое упражнение. :)
Какой образ вызывает слово бабушка? старуха? пожилая женщина? женщина?
Все 4 образа будут разными. Старуха - скорее всего - это физическая немощь, старческий запах, беззубый рот и т.д...
Играя в игру "внутренняя старуха" происходит абсолютно несознательно картинка нашего будущего. Какие бы радужные картинки мы не пририсовали, этот образ то уже в подсознании есть.

В одном из своих фильмов Александр Палиенко приводил интересный пример, почему педагоги и люди , общающиеся с молодежью выглядят гораздо моложе своих сверстников. У них нет ощущения своего возраста. Программирование подсознания на молодость. А в этой статье на что мы себя программируем?
Возможно, я не права, интересно было бы услышать другие мнения. :)

Dejdra
08.05.2014, 21:26
У меня ассоциация с тремя фазами Луны: Девы, Матери и Старухи. :) И я знаю, что Старуха перейдет в Деву. Главное, до поры до времени на орбите оставаться. :)

Olga
08.05.2014, 21:56
Natalia-Matina, старуха старухе рознь, как и женщина женщине. Я меня не возникает неприятие. Не все ли равно как назвать, главное, чтобы стержень был.

Анна Конда
08.05.2014, 22:03
У меня нет отрицания старости.

Ста-Рость...

У меня есть негативизм по отношению к людям, которые сняли с себя ответственность за свою жизнь и свою старость.
Помню, в какой-то соцсети как-то шла дискуссия, на предмет отношения к старикам.
И там одна женщина, которой за 70, как она писала (не очень много в сети женщин старше 70 лет пока), что незачем стариков жалеть, что какие люди были в молодости, такими же остаются в старости, только делаются лучше или хуже, в зависимости от того, какими были в молодости.

И вот как-то торкнуло меня это.

Насчет беззубого рта - по этому поводу мы смолоду конфетами или пироженками подписываем себе приговор или заботимся, чтобы рот оставался полон собственных зубов.

Насчет физической немощи - уже Марина выкладывала это, но повторюсь. Я бы это видео в каждую тему, выкладывала и выкладывала...

Cvfiq1ddfBE

Этой женщине, которую вполне можно назвать по возрасту старухой, 94 года, она танцует сальсу со своим 28-летним правнуком...
Такая внутренним голосом вряд ли посоветует нервничать и беспокоиться :5:

Насчет "Девочек за 40" - девочки бывают в любом возрасте.
Я прошлым летом видела на природе девочек за 60 - реальных девочек. Как они рассказывали, они каждое лето раз в 2 недели совершают такие вылазки.
Но в той конкретно статье есть какая-то неискренность, какая-то попытка притянуть за уши то чего нет...

Ta-shan
08.05.2014, 22:27
И я знаю, что Старуха перейдет в Деву. Главное, до поры до времени на орбите оставаться

Лена, ты это прямо в самую точку! Если можешь удерживать орбиту истинной магии, а это именно и будет переход инь в ян как и в лунных фазах, если сможешь синхронизироваться с этими фазами лун, что соответствует понятию трансформация, то это уже не игра в жизнь, а жизнь в игре - ты начинаешь ею управлять. У меня старуха ассоциируется со старухой из сказки Гоголя "Вечера..." и образом старухи с озорными лукавыми глазками, внутри которой живёт такаааая красавица, да ещё и со знаниями. Гоголь описал её так как хотел и это был первый слой восприятия, но за страшилкой много чего стоит, если посмотреть глубже.

Natalia-Matina
09.05.2014, 05:59
Девочки, спасибо большое за ответы! :give_rose:

Natalia-Matina, старуха старухе рознь, как и женщина женщине. Я меня не возникает неприятие. Не все ли равно как назвать, главное, чтобы стержень был.
В том то и дело, что не все равно. Каждое слово несет свою энергетику, слова облекаются в образы, словами мы программируем ситуации. В этом магия и сила слова.
Лен, я знаю про эти циклы. Мы сейчас как раз ставим удивительный танец, 17 мая выступать будем с ним, где проигрываем проживаем эти циклы: молодости, силы, мудрости. В середине танца передаем свою мудрость молодой женщине и начинаем проживать цикл по новой. Мы не танцуем старуху, мы танцуем мудрую женщину.:)
Тань, на счет неискренности в статье "Девочки, за 40", я ее там не почувствовала, зато почувствовала очень искреннюю щемящую любовь.

Roza
09.05.2014, 06:54
Что ж мы так боимся старух. Даже слово само пугает. Отношение менять надо. Конечно, все мы хотим вечной молодости и красоты. Красота бывает разная - в душевности, в мудрости. Это ж прекрасно дожить до старческого возраста и остатся в добром здравии и светлом уме и чтоб близкие любили и ценили. И нести за себя ответственность, как говорит Таня.

Natalia-Matina
09.05.2014, 07:08
Roza, я не боюсь старух, не боюсь старости. У меня к ней другое отношение. Есть старухи, а есть 80-летние женщины! Я говорила о работе нашего подсознания, о силе и магии слова, какое оно производит воздействие, вне зависимости от нашего сознания.
Я буду играть в свою мудрую женщину, но не буду играть в старуху.:) Игра в старуху - для меня это тупик., потому что мое подсознание выдает картинку беспомощности и немощи.

Olga
09.05.2014, 08:32
В том то и дело, что не все равно. Каждое слово несет свою энергетику, слова облекаются в образы, словами мы программируем ситуации. В этом магия и сила слова.

Я не согласна. Я сама вкладываю смысл. И поэтому нет у меня страха перед старостью. И возраст свой не скрываю.
Есть старушки- божьи одуванчики, а есть- Бабы-Ежки на метле.
Лично у меня только слово ТЁТКА, как-то связано с неприятным состоянием и видом.

Рябина
09.05.2014, 08:49
как мне нужен сейчас совет моей старухи. Но она молчит....

MariahL
09.05.2014, 13:32
Roza, милая, я под впечатлением несколько дней, даже писать пока не могу, настолько для меня это ново и необычно. В мире, где культ молодости уже выходит за грани разумного, многие предпочитают носиться с внутренним ребенком, и панически боятся даже в глубине души отыскать внутреннюю старуху. Но я ее найду. Не "мудрую женщину", не "девочку за...". Именно старуху - почему-то зацепило меня это слово, оно несет определенный образ. Что-то неуловимое, но близкое и понятное.

Olga
09.05.2014, 14:37
MariahL, 100%.

Анна Конда
09.05.2014, 17:13
Согласна с Ольгой на 100%, что слово такое, какой смысл в него вкладываем мы, лично, персонально для себя. А не кто-то другой за нас.

Но раз Наталья вложила в это слово именно такой, смысл, значит, для нее так тому и быть.
И нет смысла ее в этом переубеждать, потому что в этом слове У НЕЕ ЭТОТ смысл, а не другой.

Но насчет смыслов - повеселю слегка, я, правда, это выкладывала уже, кажется в смехе.
Но тут, ИХМО, очень в тему.

Какой смысл мы вкладываем в слова, которые именуем матерными?

А вот смысл, который в эти же слова, с этим же звучанием, вкладывают китайцы:

ИБУ ИБУДИ ХУЙДАО МУДИ
步地会到目的
Шаг за шагом можно достигнуть цели (цитатник Мао)

Natalia-Matina
09.05.2014, 19:44
Но раз Наталья вложила в это слово именно такой, смысл, значит, для нее так тому и быть.
И нет смысла ее в этом переубеждать, потому что в этом слове У НЕЕ ЭТОТ смысл, а не другой.


Танюш, благодарю! :give_rose: Девочки, благодарю вас! Если быть до конца честной, то не нужны мне сейчас ни старуха, ни мудрая женщина.
Заметила, что самокопанием, поиском старух, женщин и прочими методиками, я начинаю заниматься тогда, когда пропадает в душе радость .Когда пропадает гармония,начинаешь искать подсказки. Методы могут быть разными. Кому-то и нужна будет эта старуха. Мы все разные, и это здорово!:5:
Сейчас смотрели фейерверк в честь Дня Победы, а до этого был фантастический закат и ансамбли из разных городов исполняли военные песни на берегу Томи. В такие моменты остро чувствуется жизнь и ее наполненность. Сейчас, мне хочется петь гимн жизни, а не внутренней старухе.:)

АлинА
09.05.2014, 20:49
Сейчас, мне хочется петь гимн жизни, а не внутренней старухе.

Внутренняя Старуха - это и есть Сама Жизнь.

Анна Конда
09.05.2014, 20:49
Вот-вот, я тоже только что вернулась с салюта.
Кстати, сейчас смотрю по телевизору (я не дома - дома у меня нет телевизора) - девочки, будете смеяться - ВОТ НАШ ОТВЕТ ЧЕМБЕРЛЕНУ !!! - Фильм "В бой идут одни СТАРИКИ"..
Вот что хотите, то и вкладывайте в это название :bm::bm::bm::tongue::tongue::tongue:

kawausokawau
29.07.2014, 19:23
Перепост отсюда. (http://zina-korzina.livejournal.com/809126.html)
Случайно попалось и мне было интересно.

http://ic.pics.livejournal.com/zina_korzina/4290981/721660/721660_600.jpg

«Молодость танцует при свете звёзд у подножия Олимпа…»

Василий Аксёнов «Звёздный билет».

«Какие же они всё-таки были старые!» - скривилась моя собеседница. «Они были взрослые»,- ответила я. Речь шла о советских женщинах, застигнутых знаменитым фотографом в момент горячего производственного спора. Дамы выглядели солидно, корпулентно, по-матерински. Сейчас таких не помещают на обложку... А всё больше юных, зубасто-хищных, откорректированных фотошопом для пущего глянца. В моде - агрессивная младость, которая желает круглосуточно развлекаться. Можно даже – и насмерть, ибо, как пишут в своих блогах карамельные юницы: «После тридцати жизни всё равно нет!» То есть работа, ответственность, осознанность – это не для нас. Бесись, пока не стукнуло и не перевалило. А потом – вали на свалку.

Антиподом всегда выступают девушки/женщины советской эпохи или, как выразилась одна сильно умная - «самки хомо-советикуса». В 16 лет – на завод, в 18-20 – замуж, вечернее отделение ВУЗа и – никакого драйва! Мол, рано старились и рано «выходили в тираж». Быстро, буквально за пару лет, переходили из подросткового состояния – в осознанно-взрослое. Да. Они с юности взваливали на себя груз трудовой ответственности. Вместе с тем… Вспомните Тосю Кислицыну из «Девчат». Раннее социальное взросление в ней сопрягается с полнейшим отсутствием «любовной практики» - восемнадцатилетняя девушка не умеет даже целоваться. Возможно, кому-то из современных психологов-социологов и – прости, Господи! - сексологов это покажется нездоровым перекосом. Вернёмся, однако, к теме возраста и его восприятия. Как это было в СССР?
Что интересно, в Советском Союзе тоже был …официальный культ молодости (а не инфантильности и моложавости!). Правда, всё это выглядело много иначе и называлось «активным долголетием». Основной постулат – мы юны и сильны, пока работаем, творим, боремся. При этом не уделялось почти никакого внимания внешней оболочке, а молодящихся откровенно презирали и высмеивали. Так, сорокалетняя женщина, которая может пробежать марафон, вызывала несомненный восторг, тогда как её ровесница, рискнувшая напялить кричаще-розовое мини-платье или завести роман со студентом, рисковала прослыть легкомысленной … или даже - непотребной особой.

Точно так же уважали пенсионеров, не желавших расставаться с любимым заводом, но потешались над стариками, бегавшими на танцы и пытавшимися флиртовать. Интересная деталь! Персонажи Ивана Ефремова живут поразительно долго: «С эры Общего Труда мы стали жить до ста семидесяти лет, а теперь выясняется, что и триста не предел…» Или вот: «Грому Орму не могло быть меньше ста тридцати лет, он был втрое старше Дар Ветра». При этом вхождение во взрослую жизнь у них начинается в возрасте 17 лет… Не долгоиграющая щенячья юность, не игры и развлекуха, но плодотворная молодость и нескончаемая зрелость. В 17 лет – момент социализации, а потом - до 170 и далее (если получится) твори, придумывай, пробуй. Молодость – это труд и созидание. В общем, как сказал поэт Маяковский: «Лет до ста расти нам без старости. / Год от года расти нашей бодрости. / Славьте, молот и стих, землю молодости».
…В 1920-х годах тема омоложения и долголетия занимала умы врачей, физиологов, …писателей-утопистов и даже простых обывателей. Вспомните, чем там занимался булгаковский Филипп Филиппыч? Велись разговоры и о бессмертии - оно казалось вполне достижимым. «Мы кузнецы и дух наш молод! Куём мы счастия ключи!» - пели синеблузые пролетарии, чеканя шаг на первомайских демонстрациях. «Вздымайся выше, наш тяжкий молот, / В стальную грудь сильней стучи, стучи! стучи!» Продолжительная молодость позволит ковать и стучать бесконечно долго. Юрий Олеша откровенно писал: «Да здравствует реконструкция человеческого материала, всеобъемлющая инженерия нового мира!» Правда, он же признавался, что чувствует себя безнадёжно старым рядом с жизнерадостно-ретивыми комсомольцами: «Мы – тридцатилетние целое поколение… - мы слишком скоро постарели. Почему?» Всё просто.

Потому что помнили «старый режим» - само название каково! Экзальтированных дам в шляпах с траурными перьями, декадентское танго, гимназические коридоры, витиеватую вязь Ар Нуво…а потом – война, революция, интервенция… Ощущение себя ископаемым реликтом ушедшей эпохи, старорежимным динозавром, который истово жаждет, но не может быть до конца искренним. Тридцатилетний всё ещё помнит, как тихо и благолепно было до войны - он цепляется за свои мещанские сервизы, гардины, комоды. А юное племя требует новизны и воспринимает дом-коммуну и фабрику-кухню, как единственно-прекрасную реальность! Потому и ставка на рьяную молодёжь – старые спецы-инженеры, хотя и сведущи, но, увы, безнадёжны. Помнят ненужное и подсознательно к нему тянутся. Как ильфо-петровский инженер Брунс – к гарнитуру генеральши Поповой. Впрочем, и бодрый с виду Остап Бендер – тоже пессимистичен и, в сущности, стар. Или вот: «Молодая была уже не молода. Ей было не меньше тридцати пяти лет». Мадам Грицацуева «немолода» потому что мыслями вся – в прошлом. Двенадцать стульев – зримый символ ушедшей, похороненной эпохи. Символ старорежимной дряхлости. А молодые? Они устремлены в солнечное Грядущее!

У Аркадия Гайдара есть сказка-притча под названием «Горячий камень». По сюжету юный Иванушка находит глыбу, разбив которую можно вернуть себе молодость. Тогда мальчик решает рассказать о камне немощному старику, чья беспокойная молодость прошла в борьбе за Советскую Власть. Но тот отказывается от этого заманчивого с виду предложения. Зачем ему новая жизнь, когда он сумел правильно распорядиться той, что была дадена - «трудно, но ясно и честно». Молодость даётся именно для борьбы, поэтому смешно начинать жизнь сначала. Впрочем, в предвоенную эпоху молодёжи было, где развернуться… Из радиоточек звучало оптимистичное: «Чтобы тело и душа были молоды!», «Молодым везде у нас дорога…!», « Точно небо, высока ты, точно море, широка ты, необъятная дорога молодёжная!» и даже - «Мы будем петь и смеяться, как дети», правда, «…среди упорной борьбы и труда». Юность выглядела победительной и атакующей – выросло целое поколение людей, которые не знали привычек «старого режима».

В кинофильме «Строгий юноша», созданном, кстати, по сценарию Юрия Олеши, происходит совсем уж удивительное. Итак, перед нами – эталонный комсомолец, обладатель антично слепленного, тренированного тела. Он влюблён в зрелую даму - супругу знаменитого врача, работающего над проблемой… воскрешения мёртвых. Доктор слишком умён, чтобы беситься – он сознаёт магическую силу юности. Финал недвусмыслен – Маша уступает комсомольскому напору и …счастливая возвращается под утро в родной особняк. Всем всё ясно. Как там, у Ильфа с Петровым, правда, по иному поводу? «Победила молодость!» Фильм разругали за формализм и безнравственность, положили «на полку», однако, именно он весьма показателен в контексте предвоенного времени с его культом физиологии и здорового тела.

«До свидания, мальчики!» - таким будет рефрен 1941 года. Потом, в 1945-м те, которые вернулись, ощутили себя возмужавшими, зрелыми, жёсткими. Они выглядели «стариками» рядом со своими же ровесниками, которые не были на фронте. Вся так называемая «лейтенантская проза» наполнена образами мальчиков, вчерашних школьников, которые за считанные недели взрослели на войне.

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли -

Повзрослели они до поры...»

А вот и 1950-е годы. Будет нелишним обстоятельно поговорить об интереснейшем феномене союза пожилого сановитого, именитого мужчины с молоденькой девушкой - чаще всего, красавицей. Разумеется, шедевр под названием «Неравный брак» написали не в 1955 году, а примерно на 100 лет раньше. Дело даже не в самом феномене, а в самой эпохе. Почему именно в это время подобные браки стали, если не нормой, то хотя бы привычной картиной? Почему это принялись активно высмеивать в «Крокодиле»? Зачем было нужно включать в сюжет кинофильма «Разные судьбы» роман маститого композитора с очаровательной девицей, стремящейся к материальным благам? Почему в пьесе «Взрослая дочь молодого человека», написанной уже в 1970-е, но - о 1950-х - в воспоминаниях бывшего стиляги фигурирует молоденькая жена отнюдь неюного декана? В ныне забытом кинофильме «Черёмушки» тоже имеются примечательные персонажи – надуто-пузатый, пожилой начальник и его стильно-блондинистая супруга. И, наконец, почему так злободневно «выстрелила» чеховская «Анна на шее» с блистательной Аллой Ларионовой? С какой стати именно в эту эпоху были так востребованы пожилые начальники, как вид? На то есть своя правда.

Итак, хрущёвская Оттепель - время, когда человек всерьёз задумался об отлаженном быте. Недаром, то была эра массового расселения коммуналок. Тогда массово появились пособия с удивительными названиями - «Одевайтесь со вкусом», «Эстетика помещения», «Эстетика поведения» и так далее. Люди (особенно молодые) остро восхотели славной, уютной жизни. Даже на Целине они старались создавать некое подобие «домашнего очага». Кстати! Это и было то самое «мещанство», с которым потом начало бороться уже следующее поколение - шестидесятники. А кто в те времена скопил, заработал, достал больше других? У кого этот самый быт оказался отлажен и не требовал дополнительных вложений, ожиданий, волнений? Правильно - это всё давным-давно заслужили начальственные мужчины в годах, которым в 1955 году было, например, 55-60 лет. Вошли в преклонный возраст люди, стоявшие у истоков советской индустрии, литературы, изобразительного искусства, кино, etc. У этих начальников (будем звать их именно так для краткости) было к тому моменту всё - и барские дачи, и шикарные машины, и великие возможности. И главное - их перестали сажать за ошибки и подлости, как это было при Сталине! Максимум - могли турнуть с работы или пропесочить в газете.

Они сделались желанными кавалерами для молодых девушек, чьё детство (как раз) пришлось на голодные и тяжёлые военные/послевоенные годы. Все люди разные - одних трудности закаляют, других - озлобляют, третьих - заставляют искать тёплое место, чтобы никогда с ними не столкнуться. Так вот студенточек, запрыгивавшим в лауреатские «Победы», гнал элементарный инстинкт самосохранения. Они наголодались, натерпелись и теперь совершенно искренне желали красивой или хотя бы - достойной жизни. Тем более что сам дух эпохи был пронизан желанием обустроить своё персональное пространство. Но повторюсь – подобные союзы, несмотря на их «типичность» и объяснимость, высмеивались и осуждались.

…Шестидесятники выбросили на свалку истории не только старые комоды, но и большинство отживших смыслов. В фильме «Дайте жалобную книгу» радостные герои не просто делают ремонт помещения – они преобразовывают мир вокруг себя, ломая стены со старообразной барочной лепниной. У молодых – свой смысл бытия. Обращение «старик», популярное среди студентов, лишь подчёркивало их весеннюю, праздничную юность.

«Бывает все на свете хорошо,

В чём дело, сразу не поймёшь»

Когда хорошо просто так - это и есть нормальное состояние молодости. В фильме «Я шагаю по Москве» показана жизнь-предвкушение, жизнь – начало, когда всё впереди. Сегодня хорошо, а завтра будет ещё лучше! 1960-е - это свежий ветер, это открытые окна, это лёгкость. Эта истовая жажда новых открытий казалась тогда вечной и бескрайней, как Космос. И снова тридцатилетние – это поколение-антипод, которое ничего не понимает! «Он стал мрачно острить, мой младший брат». Вещь под названием «Звёздный билет» - не просто культовая. Это – архетип, слепок 1960-х. Мягкий конфликт поколений, но не в духе «отцы и дети», а сложнее – взрослый брат и юный брат. «…Ведь надо подумать и о будущем, и вообще-то, старик, действительно надо быть немного понастойчивее. Он улыбается и говорит: - Слушай, старик, не подкинешь ли ты мне четвертную? Любой сюжет 1960-х создаёт удивительное ощущение – такое чувство, что персонажи верят в юность-вечную. Вместе с тем: «Танцуйте, пока вам семнадцать! Танцуйте, и прыгайте в седлах, и ныряйте в глубины, и ползите вверх с альпенштоками. Не бойтесь ничего, всё это ваше - весь мир». Многие шестидесятники так и остались в чарующем состоянии «пока вам семнадцать», что отчасти и сделалось причиной неминуемого краха иллюзий…

А вот в следующем десятилетии героем дня стал именно подросток или же старшеклассник. Они спешили жить! Они рано выучились читать и столь же рано создавали семьи. Газеты кричали: «Акселерация!». Любимое слово эпохи. Ему 16, а он уже засобирался в академики. Они рано познавали научные истины и рано начинали целоваться по подъездам. Именно в 1970-е кинематограф обратился к поколению подростков, точнее - акселератов. Детско-юношеская тема в 1960-е, как мы помним, была не самой популярной - главными героями оказывались молодые люди от 20 до 30 лет - физики, стюардессы, врачи, журналисты... Старики и дети были стабильным, но необязательным фоном для созидающей молодёжи. Не то было в 1970-е.

«Сто дней после детства». Героиня Татьяны Друбич - умная, чувствующая, мечтательная, открытая для постижения Лена Ерголина. Она появляется в кадре с иноземной книжкой, которую она читает в подлиннике! Подросток, но - зрелый ум и взрослые глаза, как у тридцатилетней доцентки. Между детством и зрелостью – ровно сто дней. Более того! Советские кинематографисты «запускают» юных и скоро повзрослевших детей в Космос. Они - Отроки, но уже во Вселенной и должны лететь по маршруту Москва-Кассиопея. Их подают зрителю, как сугубо возмужалых людей, которых можно спокойно (хотя, и не без сомнений) отпускать в самые дальние дали. Детки могут всё. Вместе с тем, в 1970-х наметилось смакование «красивой зрелости». Осень жизни, как и осень года… Все культовые героини эпохи – от мымры-Калугиной до бизнес-леди Кати Тихомировой – дамы, которым глубоко за 30.

В 1980-х героем дня сделался бунтарь-неформал, юноша лет 17-20, который громко затребовал «Пе-ре-мен!» В отличие от созидающих предшественников, он обладал громадной разрушительной силой. Конфликт поколений строился по формуле: «Вы - старики наворотили, тогда как мы – юные - разрушим, а уж потом – правильно разрулим!» Что там сказал по этому поводу Виктор наш Пелевин? «Когда-то в России и правда жило беспечальное юное поколение, которое улыбнулось лету, морю и солнцу – и выбрало «Пепси». Эти дети «…мечтали о том, что когда-нибудь далёкий запрещенный мир с той стороны моря войдет в их жизнь». Перестройка – это во многом юношеский бунт, вылившийся в перестрелку 1990-х. Бандитские разборки «малиновых пиджаков» - это не просто передел собственности. Поколение видеосалонов срочно решило опробовать все те приёмчики, которые углядело в боевиках-«стрелялках» с участием любимых культуристов, каратистов, суперменов. Молодые – это те, которые «не совки», не рабы, не коммуняки. Ярое отрицание и стрельба по живым мишеням. Бери от жизни всё! Именно поэтому наши кладбища заполнены могильными плитами с датами жизни – 1972-1993, 1969-1991 и даже – 1976-1995. «Танцуй, пока молодой, ма-а-аальчик!» - пел кумир эпохи Олег Газманов, имея в виду, разумеется, совсем другое. Не стрельбу…

Именно тогда, в 1990-х и начался культ карамельно-глянцевой юности, которая никак не связана с трудом и созиданием. Юность даётся для клубного угара и любовных экспериментов. А потом – хоть трава не расти. Хотя, «трава» тоже сделалась синонимом юношеского «горения». В моду вошла долгоиграющая младость, подразумевающая «поиски себя» до 30 и прочий «секс после 70». Почему – так? Это выгодно! Молодящейся секси-гёрл, которой стукнул полтинник, можно впарить не только микро-юбочку в стразах и смешную футболку для пущего задора. Такую можно заманить процедурами, кремами, притираниями. Ей можно сбыть пособие или ещё какой-нибудь супер-курс по «омолаживанию» тушки. Никакого отношения к собственно здоровью всё это не имеет! К сожалению, это долгий и печальный разговор. Хочется, правда, надеяться, что слово «молодость» снова будет синонимом созидания и здоровой зрелости. А надежду, как известно, убить очень сложно.

Roza
29.07.2014, 19:59
Особенно понравился последний аккорд про омолаживание тушки. Посмеялась.

АннаСанна
30.07.2014, 05:12
Девы, очень понравились статьи и Ваши комментарии и эмоции, что не смогла пройти мимо и не вставить свои пять копеек.

Периодически, в тех или иных концепциях, я сталкиваюсь с гипотезой трех ипостасей или архетипов, если угодно (от триад языческих богов, троицы в Христианстве до Эрика Берна и его теории "Ребенок, Взрослый и Родитель" ), и часто наблюдаю, как многие из нас проявляют или знакомятся лишь с одной частью своей личности. Оно и понятно, в какой-то момент нам нужно вести себя по-детски, в какой-то очень мудро и т.д., но это лишь проявление во внешнем мире, все же попробуйте осознать и осознавать в дальнейшем себя одномоментно, одновременно и девочкой, и женщиной, и старухой. Для меня это было бомбой.
Знаете, к этому я пришла весьма неожиданно, просто заинтересовалась эффектом синестезии, в книге Лурии А.Р. "маленькая книжка о большой памяти" прочла эпизод, где некто Ш. сказал Выготскому Л.С: " Какой у Вас желтый и рассыпчатый голос". Меня это впечатлило, я захотела испытать нечто подобное: видеть облака и слышать музыку, слышать звуки и видеть цвет, видеть цвет и ощущать структуру...или все вместе и сразу..
А потом пошли мысли в следующем русле, если я испытываю негативные эмоции, почему я их должна отрицать в себе, например, путем позитивного мышления или аффирмаций, это же мое порождение, часть меня. И я поняла, что эмоции позитивные и негативные- это два конца одной палки, две стороны одной медали, так не правильнее ли будет осознать палку, а не крайности, пусть и очень яркие.
Вот таким же образом я познаю свои ипостаси и ощущаю целостность и наполненность, и если какая-то из них начинает доминировать, обязательно "подтягиваю" всех остальных, "шобы пели в унисон"(с)

Avrora borealis
31.07.2014, 07:07
Какое красивое название темы, и какое правильное. И жаль, что мы действительно забываем об этой нашей части. Причем мне нравится именно "старуха", в ней что-то сильное и уверенное, в отличие от "бабушки". Старухе уже не надо думать, что "скажут люди", она сама себе судья, и не надо боятся будущего, оно у нее вполне определенное.